История происхождения и развития пигуацюань

Пигуацюань в древности также называли пигуахэнцю-ань. Самое ранее упоминание встречается в трактате «Цзи-сяо синьшу»  (описавшем основные достижения кулачного искусства), написанном в середине династии Мин Ци Цзи-гуаном, где сказано: «Пигуахэнцюань и его скорость». Дан­ное в книге изображение пигуахэнцюань имеет много обще­го с одиночной рубкой пигуа. Позднее он передавался из поколения в поколение, и в середине династии Цин в округе Цанчжоу, что в Хэбэе, развились две ветви.

Одной из них является ветвь из уезда Наньпи округа Цан-чжоу. Это пигуацюань, передававшийся по наследству от Го Дафа. Го Дафа телом был высок, а боевым мастерством владел необычайным. Первоначально его звали Го Цинфа, но из-за роста люди прозвали его Го Дафа. Он был родом из деревни Дапан уезда Наньпи, и среди ее людей слыл масте­ром боевого искусства. В молодости он служил охранником, позднее попал в императорское поле зрения и был переведен в охрану дворца, кроме того он обучал императора боевому искусству. В старости он вернулся на родину и передал ку­лачное искусство семье Чжао из деревни Цзю того же уезда. В семье Чжао этот стиль передавался три поколения и дошел до Чжао Шикуя. В начале периода Китайской республики Чжао Шикуй, находясь в тренировочном лагере ушу армии милитариста Цао Куня в провинции Хэбэй, попросился в уче­ники к великому преподавателю ушу Лю Юйчуню, изучил у него тунбэйцюань и владение мяодао1. Позднее, следуя при­казу учителя, он тайно передал всю технику пигуацюань младшему ученику Го Чаншэну (прозванному людьми Го Яньцзы Г о Ласточка).

От природы сметливый Го Чаншэн, переняв у старшего ученика пигуацюань и самостоятельно натренировав хоро­шее тело, впрессовал методику перемещения двадцатичеты-рехформенного тунбэя непрерывный шаг быстрого затя­гивания петли в пигуа, и, исходя из раскрытости, ловкости и уравновешенности, на имеющейся базе значительно повы­сил технический уровень пигуацюань, что позволило этому драгоценному наследию народной культуры усилить харак­терную оригинальность, внезапность ударов, удвоить выра­зительность.

В 1928 году Нанкинская мэрия основала Центральный институт гошу. Его ректор, Чжан Чжицзян, пригласил зна­менитых мастеров ушу со всей страны собраться, чтобы «на сборище героев все могли полностью проявить свои способ­ности и таланты». Когда Го Чаншэн вступил на помост, он продемонстрировал таолу «гуацюань»2 из стиля пигуацюань. Он своим телом и живыми перемещениями, быстрый как ветер, показал предельные высоты технического мастерства. После демонстрации четырежды звучали аплодисменты. Чжан Чжицзян, встав, поднял большой палец и сказал: «Во­истину не зря его прозвали Го Ласточка». Позднее в знак ува­жения он преподнес драгоценный клинок драконового источ-ника1. Этот цзянь действительно был очень ценным, его лезвие было настолько острым, что им можно было разрубить 12 медных монет или железный прут в палец толщиной. На мече золотом были инкрустированы иероглифы: «Уважаемому Чаншэну на долгую память», и подпись: «Преподнес Чжан Чжицзян».

Другая ветвь из уезда Яныпань округа Цанчжоу ве­дется от человека времен династии Цин-Цзо Баомэя (про­званного Цзо Бае, родом он был из деревни Сяоцзочжуан уезда Яньшань). У беглого монаха по фамилии Хань он изу­чил пигуацюань, который впоследствии передал Пань Ши­кую. Пань передал Ли Цуньи, Ли передал Сяо Хуачэну (из Даванпу, что к северу от уездного центра Яньшань), в старо­сти тот передал стиль Хуан Линьбяо (из Хуанлунтань, что к северу от уездного центра Яньшань; людьми был прозван Люй). Хуан передал традицию двум братьям Ма Фэнту и Ма Инту.

После образования Нанкинского института гошу там ста­ли преподавать и Го Чаншэн, и Ма Инту. Они уважали тех­нику друг друга, одна не противоречила другой. Эти два ко­рифея постоянно обменивались мастерством, обсуждали учебные вопросы. В результате некогда разделенный на две ветви пигуацюань вновь стал единым целым. После этого два великих учителя сконцентрировали крупнейшие достижения пигуацюань в исходные таолу и осуществили их упорядоче­ние и пересмотр, а также совместно создали такие прекрас­ные таолу как пигуа дао1 и фэнмогунь2. Го Чаншэн и Ма Инту внесли колоссальный вклад в передачу и развитие пигуацю-ань, оставили потомкам драгоценное наследие.

В Цанчжоу Го Чаншэн передал истинный пигуа своим ученикам Цао Яньхаю, Г а о Юйцину и Го Цзинчуню, а также сыновьям последнего ГоЖуйлиню и ГоЖуйсяну. После того, как в 1967 году Го Чаншэн скончался, его сыновья Жуйлинь и Жуйсян преемствовали отцовское мастерство, передавали семейное учение. Жуйлинь особенно искусен в боях, его ученики Ван Байшэн и Хэ Цинсянь неоднократно занимали высокие места на Всекитайских лэйтай. Другой сын Жуй-сян сочетает гражданское и военное, у него много славных учеников: Ван Чжихай и Ван Хуафэн на Всекитайских чемпионатах по ушу и товарищеских встречах завоевали свы­ше десяти золотых наград, японский ученик Кося Масандо трижды в 1988, 1989 и 1990 годах— становился чемпио­ном среди мужчин по традиционным видам кулачного ис­кусства на Всеяпонских чемпионатах по будзюцу, а Ваяма Юкико два раза подряд становилась на них чемпионкой сре­ди женщин. За выдающиеся успехи в преподавании Го Жуй-сян неоднократно отмечался на уездном, городском и про­винциальном уровнях, а в 1984 году был признан лучшим руководителем ушу в КНР, приглашен на должность ректора Цанчжоуского института ушу провинции Хэбэй и главным лектором по ушу цанчжоуской районной высшей школы спортивного мастерства. Став ректором, он широко распах­нул двери института, и теперь там учатся люди из всех про­винций, городов и автономных районов. В последние годы немало молодых японцев специально приезжают в Цанчжоу или шлют письма с просьбой об обучении.

Добавить комментарий