Методики традиционного ушу

В шаолиньской традиции немаловажную роль играет общение с наставником, изучение традиционных текстов, сутр. Эти компоненты входящие в состав методик традиционного ушу, при регулярных занятиях способствуют правильной настройке сознания обучающегося. Разумеется, одного чтения буддийских сутр, даосских трактатов, воспоминаний старых мастеров и записей за ними учеников мало. Шаолиньское ушу, как и другие традиционные школы это прежде всего правильная Методика. Причем мастера учитывая особенности того или иного ученика нередко обучали по-разному, но в итоге все сводилось к единому. Секрет заключен в методике обучения. В тот или иной момент послушника начинали постепенно обучать, давали высказывания для размышлений («хлопок одной ладонью» и т.п.), упражнения нэйгун. Сколько времени практиковать цигун, сколько и какие тексты читать должен был ученик Учитель решал сам исходя из его опыта, личной практики, того как его обучал его Наставник, из его собственного ощущения и видения мира.

Практика ушу, ежедневные упражнения нэйгун, чтение текстов и обсуждение их с наставником, медитация над ними, над определенными пассажами в итоге приводили ученика к духовным откровениям и просветлению сознания. Методика и еще раз методика! Если учитель сказал ученику упражняться в медитации 30 минут в день по 15 мин. утром и 15 мин. вечером, то так и нужно было делать, ведь не просто так учитель это сказал, не с «потолка взял». Значит ученик еще не готов к медитациям более 15-20 минут, это может нарушить его психику. Усердие в боевой составляющей ушу, отработке техники меча или копья положительно сказывается, но усердие в духовной практике может привести к непредсказуемым последствиям. Путь Чань спокоен и нетороплив, а чрезмерное стремление добиться успехов в работе с энергетикой или медитации лишь отбрасывает ученика назад.

Последние 2 десятилетия, на примере западных «практиков» цигун и ушу, сект, показали как НЕ нужно заниматься. Большое количество психических расстройств, нарушений сна и здоровья, многие случаи были непоправимы. Это следствие усердных занятий духовными техниками, не шаг за шагом, а все и сразу. Ведь многие упражнения даются мастерами ученикам на 3-5 годах обучения, на западе, и в России в том числе, люди занимались подобными техниками в искаженном виде, доработанными собственной фантазией, с неподготовленным сознанием. Ум у европейского человека, не китайца, устроен так, что если у меня сегодня есть 2 часа времени, потрачу-ка я их целиком на цигун или на медитацию. Заниматься, как говорится «до посинения», что совершенно недопустимо для подобных практик.

Что и сколько читать тоже определяет наставник исходя из уровня ученика. И самое главное, учитель это не только человек, который говорит, что делать или не делать. Только Учитель может сказать в правильном направлении развивается ученик или сбился с пути (а последнее сделать очень не сложно).

Важно понимать, традиционные даосские трактаты, буддийские сутры, шаолиньские притчи и подобные произведения, это не «бульварное чтиво», художественный труд писавшего монаха, не его вымыслы или фантазии. Писавший пытался выразить доступными для обычного человека словами, образами, рассказами, историями состояние своего сознания, вкладывая в каждое слово свою душу, часть себя, настрой своей энергетики. За Буддой записывали его ученики и те, кто ходил за ним слушая проповеди и для каждого слоя населения Будда говорил на понятном им языке. С торговцем как с торговцем, с правителем города как с представителем местной власти. Многому он смог бы научить крестьянина если бы говорил с позиции просветленного Будды? Наверное его бы не стали слушать. Иисус Христос говорил с людьми путем рассказов притч и комментируя их. Лао цзы в своем великом творении «Дао дэ цзин» в каждом параграфе говорит о вещах потаенных и сокрытых прямому взору, о том как нужно управлять государством, чтобы народ жил в достатке. Зашифровывает в нем техники медитации и дыхательные упражнения. Но все это не видно и непонятно при первом прочтении. Это тексты для бесед с учителем, собратьями по школе (монастырю), с друзьями интересующимися подобными вещами. Тексты для рассуждений и медитаций. Большинство духовных текстов читается небольшими частями, параграфами, абзацами и потом ведутся размышления о сути этой части сутры. Потом снова читается эта часть. В монастырях часто вечерами монахи собираются и обсуждают то или иное высказывание Будды, Чжуан Цзы, Лао Цзы, Конфуция. В ходе таких бесед сознание настраивается на нужный лад и приходит понимание.

Поэтому, чтение духовной литературы процесс спокойный, неторопливый, уединенный. Не стоит спешить прочитать как можно больше литературы, буддийских сутр и думать, что все это приведет Вас к пониманию смысла жизни. Зачастую наступает обратный эффект.

Мы советуем нашим ученикам не приступать к прочтению того или иного текста «с порога», придя с работы, бегом-бегом умыться и сразу садиться за чтение. Нет. В таком случае сознание слишком возбуждено и как правило человек еще думает или о дальнейшей части дня или уже о проведенном дне, что он сделал, а что, к сожалению (как ему кажется) он не успел.

Следует сначала успокоиться, выпить чая, можно зеленого, спокойно подышать. В идеальном случае, если Вы уже занимаетесь по правильным методикам цигун или медитацией, то проделайте ежедневные упражнения, помедитируйте и после этого приступайте к чтению трактата.

Читайте не спеша, вдумываясь в каждую строчку текста. Если непонятно, будет полезным вернуться в начало и прочитать еще раз. Не старайтесь прочитать за раз большой кусок главы или общего текста. Возьмите 1 страницу, абзац, параграф, и прочтите его вдумываясь, несколько раз. Потом отложите книгу и посидите, подумайте над прочитанным. Можно даже еще раз сделать медитационное упражнение над текстом. Важно размышлять, но не додумывать содержимое текста включая свою фантазию. Мозг человека удивительный генератор иллюзий и фантазий, но это ни каким образом не будет относиться к содержательной наполненности текста. После закройте книгу, прикройте глаза, спокойно подышите, настройтесь на повседневные дела и принимайтесь за них.

В жизни также можно размышлять о высказываниях мастеров, это благотворно влияет на сознание. С одним и тем же отрывком текста можно работать два дня и больше, тут Вас никто не торопит. Все нужно делать не торопясь, спокойно, суета здесь не помощница. Но помните, не перегружайте свою психику, ни тренировками ушу, цигун и медитацией, ни размышлениями о словах Конфуция и тайнах бытия.

Добавить комментарий