Авторы некоторых книг, описывая различные стили китайского ушу, делят их на внутренние и внешние. Про это разделение ходило и ходит много слухов и толкований. Чжан Сунци (XVI в.) мастер «внутреннего стиля борьбы» (Ней цзя) даосского по происхождению, открыто противопоставлял свою систему стилю борьбы буддийских монахов живущих в Шаолине (Шаолиньцюань), называя ее «внешним стилем» (Вай цзя). «Ней цзя» в переводе с китайского языка означает «внутренняя семья», а «Вай цзя» «внешняя семья».
Существует несколько мнений о разделении стилей на внешние и внутренние:
Монахи шаолиньского монастыря называли всех, кто не был буддийским монахом «Вай цзя» чтобы показать, что этот человек не является буддистом и не является членом одной семьи.
Внешними считались стили, которые использовали грубую силу, прямой вход в поединок, стили без использования внутренней энергии ци.
Разделение по техническому арсеналу:
К внешним стилям относили стили, включающие в себя длинные, вытянутые движения, низкие растянутые стойки (гунбу, пубу), перескоки, перемещения из стороны в сторону, прыжки.
К внутренним стилям относили школы, использующие короткие удары, незаметные перемещения, более плавные и запутанные движения руками. Считалось, что внутренние стили не используют технику работы ног выше пояса противника (удары наносились по ногам и корпусу, но не выше линии талии и мышц пресса).
Исторически сложилось, что внутренними стали считаться в основном 3 стиля: синъицюань, багуачжан, тайцзицюань.
Шаолиньцюань и остальные стали внешними стилями.
Какая версия правильная? Если посмотреть в суть большинства стилей, то ответ очевиден. В шаолиньцюань, синъицюань, багуачжан и некоторых других стилях китайских боевых искусств присутствуют и физический компонент и духовный.
Приемы, удары, перемещения, стойки, наработка, прыжковая техника это физическая составляющая.
Цигун, медитация, изучение текстов, методы концентрации и дыхания это внутренний компонент.
Развитие даосизма в то время также повлияло на мир ушу. В даосской космогонии есть мистический символ инь-ян, одно из понятий которого символизирует внутреннее и внешнее, мужское женское и т.д.
В Дао дэ цзине в параграфе 42 сказано: «Дао порождает одно.
Одно порождает два.
Два порождает три.
Три порождает мириады существ.
Мириады существ несут в себе инь и объемлют ян,
а пустотное ци приводит их в гармонию….»
графическое изображение инь-ян Круг символа инь-ян представлялся в качестве всего ушу, а внутри него разделение на «инь» и «ян», «внешнее» и «внутреннее». Внешние движения, техника и внутреннее искусство медитации и цигун, объединенные энергией ци, являют собой стиль ушу. В 15-17 веках понятие «внутренняя семья» и «внешняя семья» носили несколько иной смысл, нежели понимаем эти слова мы сейчас. Попав в сети заблуждения терминов, некоторые авторы по-прежнему говорят о разделении стилей, о том какой стиль лучше, а какой уступает. Даже обучаясь у носителя традиции, правильно изучив все движения, но не познав внутреннюю суть, ученик так и останется внешним к традиции данного стиля. «Внутреннее» и «внешнее» лежит внутри человека.
Было бы заблуждением делить традиционные стили на внутренний и внешний, но применительно к спортивному ушу можно смело утверждать: традиционное ушу это «Ней цзя», спортивное ушу «Вай цзя».